Филимоновская игрушка — русский художественный промысел в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Основную массу филимоновских изделий составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.

Филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

«Филимоновские мастерицы никогда заранее не знают, какой будет роспись, так как делают её по чувству. Взяв в руки фигурку, он кладут первый мазок или рисуют какой-нибудь мотив, от которого поворачивая игрушку, чувствуя пальцами объёмы, продолжают расписывать. Поэтому роспись почти всегда бывает органично связана с формой. При этом они проговаривают нарисованные композиции, раскрывая суть изображения: «Весна, граблями землю рыхлят, цветы растут, курочки зерно клюют»».

— Искусствовед А.Н. Фрумкин

Фильтр
Заказ в один клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.